RU
EN PL IT
Украина, г. Киев, 01004
ул. Пушкинская 21б, оф. 2
тел. (044) 537-63-31
тел. (044) 537-63-32
E-mail: info@informplus.com.ua
  • ИСКАТЬ

Плата за землю. Что изменилось в 2015 году

 

 

Начиная с 2015 внесено множество изменений в законодательство Украины. Эти изменения коснулись и платы за землю.

1.Плательщики земельного налога:

  • Собственники и арендаторы земельных участков. Налог на землю необходимо платить с момента государственной регистрации согласно ст. 125 Земельного кодекса Украины. То есть, налог на землю не нужно платить собственникам недвижимости с земельным участком до тех пор, пока такой собственник не зарегистрирует право собственности на землю ( согласно ст.287.6, 269.1.1.НКУ);

  • Спорный вопрос. Налоговая по прежнему принуждает платить земельный налог при пользовании землей. Аргументом, которым ГФСУ оперирует в таком случае является статья.206 Земельного кодекса Украины, которая гласит: «..Використання землі в Україні є платним. Об'єктом плати за землю є земельна ділянка…». Эту статью Земельного кодекса ГФСУ очень часто упоминает в своих консультациях и разьяснениях (см.подкатегорию 112.01 в Единой базе налоговых знаний);

  • Если в собственности налогоплательщика имеется нежилое помещение в многоквартирном доме, то в таком случае необходимо платить налог за площади , которые расположены под таким помещением. Платить необходимо с даты государственной регистрации прав на недвижимость (согласно ст.287.8 НКУ);

  • Плательщики единого налога платят налог на землю в том случае, если не используют участок в ведении хозяйственной деятельности;

  • Физические лица – предприниматели  на едином налоге при передаче в аренду собственной недвижимости, которая расположена на земельном участке не платят земельный налог. ГФСУ признала то факт, что такой земельный участок используется в хозяйственной деятельности такого ФЛП (ЕБНЗ подкатегория 112.01). Юридические лица – плательщики единого налога в такой же самой ситуации  не освобождаются от уплаты налога на землю.

2.Обьект налогообложения земельным налогом(ст.270 НКУ):

  • Земельные участки в собственности или постоянном пользовании;

  • Земельные паи в собственности.

3.База налогообложения (ст.271 НКУ), Нормативная денежная оценка земли:

  • Нормативная денежная оценка земли с учетом коэффициента индексации. Нормативная денежная оценка оглашается органами местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего отчетному;

  • Площадь земельных участков, для которых не проведена нормативная денежная оценка. Информацию о дате утверждения нормативных оценок в разрезе каждой области можно найти на сайте Государственного земельного агентства в разделе «оценка земель населенных пунктов»;

  • Для определения размера платы за землю необходимо знать нормативную денежную оценку земельного участка. По этому, собственникам земельных участков и землепользователям необходимо обратится к территориальным органам Государственного земельного агентства и получить такую информацию(Письмо ГФСУ от 22.01.15 № 1816/7/99-99-15-03-01-17);

  • Теперь, начиная с 1 января 2015 года, выдача выписки из технической документации о нормативной денежной оценке земли выдаются в Центрах предоставления административных услуг. Это изменение вступило в силу согласно Распоряжения КМУ от 16.05.14 № 523-р.

 

4.Налоговый период и сроки уплаты (ст.285-287 НКУ):

  • Налоговый период как для арендной платы, так и для платы за землю – один календарный год. В случае новых договоров аренды и приобретения права собственности – менее года;

  • Сроки уплаты – ежемесячно, на протяжении 30 календарных дней следующих, за отчетным месяцем.

5.Ставки:

  • Ставки земельного налога устанавливает местные власти (ст.12.3 НКУ). Эти ставки должны быть обнародованы до 15 июля года, предшествующего отчетному. После этого, местные власти в срок до 25 декабря этого же года, подают свое решение об установленных ставках в контролирующие органы (ст.284.1 НКУ). В случае, если местными властями такие ставки не были установлены, то ставки применяются те, которые действуют на 31 декабря предшествующего года. Относительно 2015 года – ставки действуют те, которые и действовали до 31 декабря 2014 года (Письмо ГФСУ от 22.01.2015г №1816/7/99-99-15-03-01-17, Единая база налоговых знаний – категория 112.3).

6.Льготы:

  • Общественные организации инвалидов, базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается КМУ, резиденты-субьекты космической деятельности до 1 января 2018 года;

  • Если плательщики земельного налога имеют землю, к которой применяются льготы, и сдают эту землю в аренду, то несмотря на то, что такой земельный участок подпадает под льготу, за него необходимо уплачивать земельный налог.

7.Арендная плата

  • Основанием для начисления арендной платы за землю является договор аренды земельного участка. Такой договор должен быть в обязательном порядке оформлен и зарегистрирован в соответствии с законодательством. Для этого, арендаторам земельных участков необходимо обратится к органам исполнительной власти и органам местного самоуправления для того, чтобы на протяжении 2015 года оформить право собственности или право пользования. До 1 января 2015 года, налоговые органы обязывали уплачивать арендную плату сразу же после заключения договора, то есть без его регистрации;

  • Относительно налоговых расходов до 31.12.2014. Ранее фискальные органы выражали мнение о том, что включать в налоговые расходы арендные платежи за землю можно только после регистрации права аренды (Письмо от 02.12.14 №7881/6/99-95-42-03-15). Но с 1 января 2015, в связи с тем, что налог на прибыль рассчитывается исходя бухгалтерского учета, вопрос о налоговых расходах исчерпан;

  • Статьей 288.5 НКУ установлено, что годовой размер арендной платы за землю рассчитывается исходя из нормативной денежной оценки участка. Но, также, установлены минимальные и максимальные пределы годовой арендной платы. Так, годовая сумма арендного платежа не может быть меньше 3% от нормативной денежной оценки, и не может быть больше12% нормативной денежной оценки. Если сумма арендной платы, установленная в договоре аренды меньше минимальной граничной нормы, указанной в НКУ (3% нормативной денежной оценки). Относительно этой ситуации есть два постановления суда: позиция того, что доначислять арендную плату ненужно - Постановление ВСУ от 11.06.2013 по делу №21-166а13 и с противоположным мнением – Постановление от 02.12.2014 по делу №21-274а14. ГФСУ ссылается на постановление суда №21-274а14.Мнение ГФСУ(Письмо ГФСУ от 03.02.2015 г. N 3340/7/99-99-10-02-02-17 ): несмотря на то, что договор аренды является основанием уплаты арендных платежей, НКУ имеет приоритет над другими нормативными актами. То есть, даже если согласно договора аренды, размер арендных платежей меньше минимальной граничной суммы, установленной Налоговым кодексом, сами платежи не могут быть меньше такой суммы. Даже в том случае, если договор еще не был перезаключен. Налоговики предлагают осуществлять начисления и уплату арендных платежей за землю с соблюдением размеров, установленных ст.288.5 Налогового кодекса Украины.

8. Индексация.

  • Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земли ежегодно по состоянию на 1 января устанавливает Государственное земельное агентство Украины. Это прямо устанавливает ст.289.2 НКУ. Так, на 1 января 2015 года этот коэффициент установлен в размере  1,249.

9. Отчетность

  • С 1 января 2015 года действует новая Декларация по плате за землю, утвержденная приказом Миндоходов от 30.12.2013 № 865.

 

 

Аналитика:

Законодательство: